Языки проекта

Хантыйский язык (васюганский диалект)

Хантыйский язык (также известный как остяцкий) составляет вместе с мансийским обско-угорскую подгруппу угорской группы финно-угорской языковой семьи, которая наряду с самодийскими языками составляет уральский языковую макросемью.

Читать

Обычно характеризуемый как один язык, «хантыйский» правильнее воспринимать как обширную группу диалектов (если не по количеству носителей, то по количеству индивидуальных диалектов), которая условно делится на два диалектных массива: западный и восточный. Представленные здесь тексты иллюстрируют один из восточно-хантыйских диалектов, на котором говорят ханты реки Васюган (Каргасокского района Томской области). Данный вариант хантыйского языка наименее документирован и на данный момент находится в наибольшей опасности исчезновения в силу полной языковой и культурной ассимиляции. Представители языкового сообщества васюганских ханты насчитывают менее 300 человек, в то время как количество полноценных носителей этого диалекта не превышало 5 человек (данные 2012 г). Подавляющее большинство относительно свободно владеющих этим диалектом относятся к возрастной категории старше 60 лет.

Местный ландшафт представляет низменность, испещренную многочисленными реками и озерами, питаемыми самой большой в мире болотной экосистемой – Васюганскими болотами. Традиционная система расселения восточных ханты – это сеть семейных поселений, расположенных на большом удалении друг от друга, в родовых охотничьих угодьях. Однако в результате социальных, политических и экономических изменений XX в. степень сохранности и жизнеспособности традиционной культуры и языка в настоящее время вызывает самые серьезные опасения. В результате на данный момент полноценных носителей традиционного языка и культуры остается все меньше.

Согласно известным источникам, васюганские ханты в начале XX в. занимали территорию верхнего и среднего течения р. Васюган и некоторых его притоков – рр. Черталы, Ягылъяха, Еголъяха, Нюрольки и др. Тесные контакты существовали между васюганскими ханты и нарымскими селькупами.

(А.Ю. Фильченко)

Васюганские ханты. С. Новый Васюган, Каргасокский район Томской области. Милимов Петр Михайлович. 2012 г.


Селькупский язык

Селькупский язык относится к самодийской группе языков уральской языковой семьи. Общая численность селькупов по переписи 1989 г. составляет 3564 человека. По своей сути селькупский язык представляет собой конгломерат диалектов и говоров, каждый из которых своеобразен и имеет вполне отличительные особенности. На основании географического принципа в селькупском языке можно выделить северную, центральную и южную группы диалектов.

Читать

Внутри северной группы выделяют четыре диалекта: среднетазовский, верхнетазовский, ларьякский (верхнетолькинский), баишенский. Самоназвание северной группы было переосмыслено как название всего этноса – селькупы. К центральной группе относятся тымский, васюганский и нарымский диалекты. По этнонимической классификации данная группа диалектов называется диалекты чумылькупов. Южная группа диалектов включает в себя среднеобской, чаинский, кетский и чулымские диалекты. По этнонимической классификации данную группу диалектов образуют диалекты шёшкупов, или шёшкумов, диалект сюссыкумов и диалект тюйкумов.

В настоящее время исследователи фиксируют разную степень сохранности селькупских диалектов: в диалектах северной группы еще до некоторой степени сохраняется естественная передача языка внутри семьи от родителей к детям, в то время как южные диалекты практически утратили свое существование.

(А.В. Байдак)

Нарымский селькуп. П. Шпалозавод, Парабельский район Томской области. Мартынов Яков Яковлевич. 2013 г.


Кетский язык

Слово «кеты» вошло в русский язык в 20-х годах прошлого столетия и происходит от кетского слова keʔt (кет) ’человек’. До этого кетов называли енисейскими остяками по аналогии с другими коренными народами, проживающими на севере Сибири.

Читать

В наши дни слово ostɨɣan (остыган) сохранилось как самоназвание среди части пожилого населения, большая часть представителей этноса именуют себя кетами, в разговорной речи чаще кето. Oбщее количество этнических кетов составляет до 1400 человек. В настоящее время кеты проживают компактными группами по притокам Енисея в Туруханском районе Красноярского края, включая Байкитский район Эвенкии. Наибольшее число кетов сохранилось в поселке Суломай (река Подкаменная Тунгуска) и поселок Келлог (река Елогуй).

Кетский язык – единственный «живой» представитель изолированной енисейской семьи языков, вместе с югским языком он составлял кетско-югскую группу. Югский язык исчез в середине ХХ в.

В кетском языке выделяются три основных диалекта: южный, средний и северный.

Степень опасности утраты языка варьируется от диалекта к диалекту. В результате семи этнолингвистичеких экспедиций в Красноярском крае (Бакланиха, Верещагино, Келлог, Сургутиха, Мадуйка и Суломай) и Эвенкийском муниципальном районе (Суломай) сотрудниками кафедры языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета  было выявлено не более 70 носителей языка с различной степенью владения языком. Компетентные носители кетского языка относятся к старшему поколению. Кеты, владеющие в достаточной степени родным языком могут распознавать кетскую речь и рассказать связанный текст на родном языке с опорой на русский вариант текста, являются в основном детьми полноценных носителей.

(Е.А. Крюкова)

Кето, носитель курейского говора северного диалекта кетского языка, п. Верхнеимбатск, Красноярский край, Серкова Валентина Михайловна, 2011 г.


Чулымско-тюркский язык

Чулымцы расселены в бассейне Чулыма и его притоков Яи и Кии двумя компактными группами на территории Тегульдетского района Томской области (742 человека) и Тюхтетского района Красноярского края (157 человек).

Читать

Как самостоятельная народность они выделяются лишь во Всероссийской переписи 2002 г. До этого они отмечались как татары, карагасы, хакасы, однако, ещё А.П. Дульзон установил, что чулымские тюрки после XVII в. потеряли связь с другими тюрками, в частности с кызыльцами, и развивались как самостоятельная народность с собственным языком.

В языке чулымских тюрков выделяется два диалекта: нижнечулымский и среднечулымский, первый из которых уже практически исчез – известен лишь один носитель в возрасте 88 лет. Среднечулымский диалект состоит из тутальского и мелетского говоров; носители тутальского говора среднечулымского диалекта проживают на территории Томской области, в среднем течении р. Чулым, а именно в Тегульдетском районе (райцентр с. Тегульдет); мелетский говор, напротив, распространен на территории Красноярского края, также в среднем течении Чулыма – в Тюхтетском районе, особенно в д. Пасечное.

(В.М. Лемская)

Чулымец, носитель мелетского говора среднечулымского диалекта, д. Пасечное Тюхтетского района Красноярского края.  Кондияков Александр Фёдорович, 2008 г.


Телеутский язык

Бачатские телеуты (самоназвание – тэлэцэт кижи, пайат кижи, тадар кижи) – коренной малочисленный тюркский народ юга Западной Сибири. Субстрат бачатских телеутов составляют группы южных алтайцев – потомков теле, древних кочевников Центральной Азии.

Читать

Исторически телеуты расселялись в Горном Алтае, начиная с XVI в. были вытеснены западными монголами в Верхнее Приобье, где кочевали по притокам Оби и Иртыша. На севере телеуты контактировали с сибирскими татарами (барабинская и притомская группы), на западе – с орчаками (тувинцами), на юге и юго-востоке – с западными монголами и северными алтайцами – тюркоязычным населением лесостепей северно-западного Алтая. В доисторический период возможны контакты и ассимиляция северными алтайцами части дотюркского населения Обско-Енисейского междуречья – кетов и южных самодийцев. Часть томских татар и северных алтайцев была впоследствии ассимилирована телеутами.

С усилением военно-политического влияния России отдельные группы телеутов переселилась в район Кузнецкого острога и на рр. Большой и Малый Бачат, впадающих в р. Иня (правый приток Оби). В течение XIX в. происходила ассимиляция телеутами ач-кыштымов, тюльберов и других тюркоязычных племен, живших в Кузнецкой котловине. При их смешении образовалась новая локальная этнографическая группа – бачатские телеуты, в настоящее время компактно проживающая в Беловском районе Кемеровской области.

Язык бачатских телеутов традиционно рассматривается в качестве одного из трех южных диалектов алтайского языка, наряду с собственно алтайским (основной диалект) и теленгитским. Наличие специфических черт в фонетике, морфологии и словарном составе телеутского языка, отличающих его от других алтайских диалектов, обусловлено территориальной и, вероятно, этногенетической обособленностью телеутов от основного массива южных алтайцев. Некоторые исследователи по совокупности зафиксированных идиоэтнических языковых проявлений выделяют язык бачатских телеутов в качестве самостоятельного, правда, остается неясным, являются ли особенности телеутского языка исконными или результатом конвергентного развития.

Телеутский язык можно считать первым письменным диалектом алтайского языка после опубликования на нём в 1869 г. в Казани «Грамматики алтайского языка», составленной членами Алтайской духовной миссии. С 1923 г. основой алтайского литературного языка стал диалект алтай-кижи, а язык телеутов, проживающих в Кемеровской области, до недавнего времени оставался бесписьменным и употреблялся в быту. Начиная с 2000-х гг. появились первые издания на бачатско-телеутском языке (словари, разговорник, учебные пособия).

Численность телеутов по переписи 2002 г. определяется в 2,5 тыс. человек. По нашим данным, активно владеет языком не более 10% населения, в основном старше 60 лет. В средней возрастной группе в той или иной мере владеет языком приблизительно половина населения. Младшее поколение языком владеет слабо, хотя встречаются и активные носители-билингвы.

Практически ни один уровень языка не подвергался системному изучению, за исключением исследований К.В. Меркурьева по бачатско-телеутскому консонантизму и Г.Г. Фисаковой по различным аспектам фонетики и морфологии языка бачатских телеутов.

(Д.М. Токмашев)

Бачатская телеутка. П. Томдор, Новокузнецкий район Кемеровской области. Мажина Зоя (Софья) Максимовна, 2017 г.